Осанка

Значение хорошей осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформулированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются не только основой стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия.

К сожалению, на сегодняшний день около 70% детей дошкольного и школьного возраста имеют различные виды нарушений осанки. Нарушение осанки- это не болезнь, а пока лишь нарушение развития костно- мышечного аппарата. Однако на фоне этого, как многим кажется безобидного, дефекта развиваются такие серьезные заболевания, как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз, которые уже с трудом поддаются лечению и способны отравить всю дальнейшую жизнь. Кроме того, деформации скелета, даже незначительные, самым неблагоприятным образом сказываются на на развитии внутренних органов, приводя к различным расстройствам их деятельности. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

Формирование осанки - процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и завершающийся только к 20-25 годам. В связи с этим особое значение приобретают методы профилактики и лечения, дающие стойкий результат и не имеющие негативных побочных эффектов. Лечебная физкультура и массаж - это наиболее подходящие способы воздействия на детский организм.

Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения.

Факторами, определяющими осанку человека, являются форма позвоночника и грудной клетки, положение головы, пояса верхних и нижних конечностей, угол наклона таза. Важную роль играет степень развития мускулатуры, но не столько ее максимальные силовые возможности, сколько равномерность распределения тонуса мышц тела. Определенный вклад в особенности осанки вносят эластические свойства капсульно-связочных и хрящевых структур суставов позвоночника, таза, нижних и верхних конечностей.

Нормальная осанка характеризуется симметричным расположение частей тела относительно позвоночника, и ее признаками являются:

  • среднее положение линии остистых отростков;
  • нормальные физиологические кривизны позвоночника;
  • прямое положение головы и одинаковые углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем;
  • углы лопаток расположены на одной горизонтальной линии, сами лопатки- на одинаковом расстоянии от позвоночника, прижаты к туловищу;
  • симметричность треугольников талии (пространство между боковой поверхностью тела и внутренней поверхностью свободно опущенной вниз руки);
  • грудная клетка симметрична относительно средней линии, при осмотре спереди и сзади не имеет падений или выпячиваний. Как правило, молочные железы у девушек и соски у юношей находятся на одном уровне;
  • симметричен живот, брюшная стенка вертикальна пупок находится на передней срединной линии;
  • угол наклона таза находится в пределах 35-55 градусов. Он меньше у мужчин, чем у женщин.

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями или дефектами осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием.

Согласно этой классификации, выделяют следующие типы нарушения осанки:

  • Нарушение осанки во фронтальной плоскости.
  • Нарушение осанки в сагитальной плоскости:
    • плоская спина;
    • плосковогнутая спина;
    • сутулая спина;
    • круглая спина;
    • кругловогнутая спина;

У маленьких детей (дошкольников) часто определяется так называемая вялая осанка.

Следует учитывать, что дефекты осанки у детей дошкольного возраста выражены нерезко, расплывчато и отличаются большим непостоянством. Поэтому очень трудно предвидеть, по какому пути пойдет развитие дефекта и какую окончательную форму он примет. Как уже упомяналось, на фоне нарушения осанки часто развивается сколиотическая болезнь, различные деформации грудной клетки.

Для сохранения правильной позы важна не столько сила мышц, сколько согласованность работы различных мышечных групп, гармоничное развитие мышечно-связочного аппарата всего тела, поэтому особенно большое внимание следует уделять общему физическому развитию ребёнка, причём начинать надо с первых месяцев жизни, когда происходит формирование позвоночника, его физиологических изгибов.

Массаж и гимнастика для детей первого года жизни служат хорошей основой правильного развития опорно-двигательной системы, родители должны помнить, что чем младенец свободнее в своих движениях, тем успешнее он развивается, вредно туго пеленать детей, оставляя их без движения, вредно рано сажать их в креслице или обкладывать со всех сторон подушками, это приводит к усилению грудного кифоза, что в последствии может проявиться сутулостью.

Нельзя постоянно носить ребёнка на одной и той же руке (или на одном боку), так как в этом положении таз его перекошен и позвоночник искривлён. Необходимо вовремя исправлять нарушения мышечного тонуса, особенно внимательно следует отнестись к ассиметрии тонуса мышц, крайне неблагоприятно на формировании осанки сказываются не до конца излеченная мышечная кривошея, дисплазия тазобедренных суставов и, конечно, рахит. Огромное значение в профилактике дефектов осанки, сколиозов и других нарушений опорно-двигательного аппарата (например, плоскостопия и искривления нижних конечностей) имеет своевременное и полноценное ползание, это отличная тренировка мышц всего тела, воспитание координации движений, причём позвоночник при этом освобождён от статистической нагрузки, при ползании развиваются все мышцы, участвующие в разнообразных движениях позвоночника, больше такого благоприятного шанса не будет.

В дальнейшем, в младшем (до трёх лет) возрасте, важно сформировать у ребёнка правильный навык ходьбы и стояния, во время прогулок нельзя вести малыша за одну и ту же руку, так как это ставит плечевой пояс в косое положение и искривляет позвоночник.

Хорошо, если ребёнок свободен в своих передвижениях, бегает, лазает, прыгает, преодолевает различные препятствия, таким образом формируются и совершенствуются различные двигательные навыки, развивается координация движений и чувство равновесия. Гуляя с ребёнком, проводите больше времени на специально оборудованных детских площадках, играйте с детьми сами или организуйте подвижные игры среди малышей, как это ни странно, не все дети умеют играть, так что придётся учить их этому, вспоминая своё детство.

В дошкольном возрасте стоит научить ребёнка плавать, играть в футбол, прыгать со скакалкой, а зимой ходить на лыжах или кататься на коньках. Многие спортивные секции проводят набор пяти-шестилетних детей, но не торопитесь отдавать их туда, серьёзные занятия спортом лучше начинать в более старшем возрасте, а вот предоставить ребёнку возможность поразмяться дома надо обязательно, для этой цели подойдёт шведская стенка или лесенка, перекладина или кольца, можно оборудовать настоящий спортивный уголок, только не забудьте положить на пол поролоновый мат или что-нибудь упругое, чтобы избежать травм.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста растут и развиваются так быстро, что со стороны родителей требуется постоянный контроль. Нодо очень внимательно следить, как ребенок стоит, как ходит, как сидит, в какой позе предпочитает спать, так как неправильные позы- основная причина нарушений осанки. Необходимо воспитывать стойкую привычку правильно держать свое тело в различных положениях. Перевоспитывать, бороться с плохими привычками будет значительно сложнее.

Для исправления дефектов осанки необходимо принятие мер, способствующих улучшению общего физического развития, что включает в себя питание, режим дня, соблюдение гигиены труда и учебы, а также целенаправленное использование средств ЛФК.

Для решения поставленных задач используется весь арсенал ЛФК: физические упражнения, включающие в себя упражнения общеукрепляющего и специального характера, спортивно-прикладные, дыхательные,игры, механотерапию. Активно используются естественные факторы природы и массаж.

 

Запишитесь на прием по телефонам (383) 207-53-52, 361-52-09, на нашем сайте или задайте свой вопрос

Записаться на прием
ВВЕРХ